БЕЛОУСОВ

ВАЛЕНТИН

О художнике

Валентин Белоусов (1930–2010) — дитя оттепельных 1960-х. Технарь-механик, он не получил высшего художественного образования. Окончив нефтяной техникум, а затем заочный машиностроительный институт по специальности «инженер точной механики», он занимал некогда престижную должность инженера в нефтяном НИИ.

Впрочем, внутренний «физик» в Белоусове не противоречил «лирику». Технологичность, четкость и даже некоторая педантичность вошли в его художественный стиль.

Кристально выверенные композиции и цветовой лаконизм отличают формальную сторону его работ. Сюжеты же подсказывала сама действительность 1960–70-х. Искусствовед Татьяна Петрова, описывая романтическую ауру тех лет, воплощенную в полотнах Белоусова, отмечает «трогательную веру в открывающиеся впереди „светлые дали“, атмосферу радостного предвкушения счастья, наполненную светом и ветром».

Основная черта произведений Белоусова — внутренняя упорядоченность, структурированность. Аскетичность и лаконизм изобразительных средств он унаследовал от искусства 1960-х в целом, но и переосмыслил по-своему.

Здесь нет ничего лишнего. Напротив, художник следует методом исключения, выведения из своих работ любых «ненужных» компонентов. Натура, выражаясь словами автора, в процессе художественного труда должна быть «приведена в порядок», а само произведение должно быть «завершено». В угоду этой завершенности художник жертвует крупными планами, персонажами, деталями, цветом. Белоусов — кто угодно, только не колорист. Его полотна выдержаны в холодно-грязноватой, местами напоминающей Брейгеля гамме, в которой едва ли не главный цвет — коричневый. По наблюдению Татьяны Петровой, «коричневый цвет, цвет земли, стал для художника доминирующим, в избранном автором контексте он „работает“ и как цвет сгустившегося времени. Все вещи у Белоусова принципиально однородны, они состоят из одной материи — и горы, и облака, и творения рук человека». Ей вторит искусствовед Валентина Чернова, по мнению которой Белоусов «соединяет людей и их суету с природой, растворяя их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью, с большими деревьями вместе с воздухом, ветром и солнцем. Пространство города, свет, люди, воздух, земля — все одно и то же, все единое».

Главное для Белоусова – композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы.

«Смысл жизни живописца — открыть что-то для себя. <...> Художник должен преображать этот мир», — говорил автор. Поэтому реалистичность его работ обманчива. В действительности композиции Белоусова носят умозрительный, концептуальный характер. Эту умозрительность подчеркивают нестандартные точки зрения.

Например, частый взгляд сверху — с тех ракурсов, с которых изображаемая сцена теоретически не могла быть увидена и зарисована художником.

Таковы и небольшие ситуации: «Эксперимент» (1969), «Карусель» (1961), и виды города: «Площадь Революции» (1986), «Город над Волгой» (1978) со словно закругленной перспективой, и еще более монументальные «Жигулевская кругосветка» (1980), «Волжский Богатырь» (1985).

На людей художник смотрит как бы «с потолка» или с крыши; на город — с высоты птичьего полета; на виды гор и лесов — с еще большей высоты и даже как бы не с человеческой дистанции.

Здесь вновь вспоминается Брейгель с его тотальным зрением, вбирающим любые перспективы. Как и Брейгель, Белоусов стремится освободиться от оков ограниченного человеческого зрения, создать некий гиперглаз. И в этом проявляется стремление его «инженерного» мышления к абсолютной объективности.

По наблюдению искусствоведа, директора Самарского художественного музея Галины Рябчук, «тяготение к символизации, умение работать, подчиняя натурную конкретность концептуальному обобщению сохраняется на всех этапах творчества мастера».

Белоусову блестяще удаются атмосферные пейзажи. Среди них есть место и мрачным футуристическим фантазиям — «РВС» (1977), и урбанистическим ландшафтам — «Час быка» (1980), и индустриальным гиперболам — «Подшипниковый завод» (1979). Серо-коричневые стены с маленькими провалами черных окон, сплетающиеся промышленные коммуникации, вышки радиомачт — все это сделано людьми, но, по версии Белоусова, живет своей скрытой жизнью. Схожие чувства вызывают и его природные ландшафты, в частности, виды гор, проникнутых величественной философической мощью. Изображая горы, художник часто создавал обобщенно-отвлеченные от конкретных реалий работы — «Огонь войны» (1980) или «Скалы» (1989).

Художественный тип Белоусова — аналитик-минималист, стремящийся усмотреть и передать некие структурные «схемы» реальности, существующие по ту сторону видимого.